Политика финансового сектора

Политика финансового сектора

tbda

16.10.2019

Финансовое состояние банков продолжает улучшаться, хотя проблемы остаются. Буферы капитала укрепились с конца 2016 года, при этом коэффициент основного капитала банков (CET1) увеличился на 2,2 процентных пункта до 11,2 процента к концу июля 2018 года. По состоянию на конец июля 2018 года все банки обеспечили минимальный нормативный капитал в размере 7 процентов от взвешенных по риску активов. Риски связанных сторон существенно снизились, и после крупных резервов и убытков в последние годы банковская система медленно возвращается к прибыльности. Показатели ликвидности также улучшились. Подробнее рассмотреть государственные закупки ProZorro можно на портале УУБ.

Тем не менее, банки продолжают бороться с высоким уровнем неработающих кредитов, составляющим более 55 процентов от общего объема кредитов (хотя они в основном предусмотрены). Рентабельность остается проблемой для нескольких банков. 

НБУ подтвердил свою приверженность дальнейшему укреплению банковского капитала. К концу марта 2019 года все банки должны соответствовать минимальному уровню капитала 1-го уровня в размере 7% и 10-процентному уровню CAR. Банки, которые не смогут выполнить эти минимальные требования к капиталу, будут подвергнуты соответствующим надзорным действиям, включая разрешение, к концу июня 2019 года (структурный ориентир). Кроме того, для снижения рисков связанных сторон НБУ согласился пересмотреть к концу декабря 2018 года норматив капитала для вычитания из нормативного капитала кредитных рисков связанных сторон, которые превышают нормативные пределы (структурный ориентир). Подробнее с данной информацией можно ознакомиться на официальном сайте УУБ https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/pravila-provedenna-tenderu-v-systemi-prozorro

Власти активизируют усилия по взысканию активов с обанкротившихся банков и привлечению к ответственности бывших владельцев банков, как это предусмотрено законом О банках и законом О Фонде гарантирования вкладов (ФДВ). 

Основные изменения

Прогресс в деле распоряжения активами обанкротившихся банков со стороны ГФБ до сих пор был ограниченным. Власти вновь заявили о своей решимости ускорить процессы взыскания и продажи, с тем чтобы снизить стоимость банкротства банков для государства, в том числе посредством продолжающихся судебных разбирательств. Кроме того, они обязуются добиваться компенсации от бывших владельцев банков и связанных с ними сторон в соответствии с положениями законов О банках и СГД. Они опубликуют список всех бывших акционеров банков, которые еще не погасили свои долги перед несостоявшимися учреждениями, как это предусмотрено судебными решениями. Кроме того, они будут публиковать регулярные отчеты о ходе работы по возвращению активов и судебным разбирательствам (структурный ориентир). 

В настоящее время осуществляется ряд инициатив, направленных на содействие урегулированию НПЛ. 

Несмотря на принятие закона, облегчающего внесудебную реструктуризацию и устранение налоговых препятствий для разрешения проблем, связанных с НПЛ, за последние два года был достигнут незначительный прогресс в сокращении числа НПЛ. В связи с этим власти предпринимают дальнейшие действия по стимулированию развития АПЛ. В октябре 2018 года парламент утвердил новый закон о несостоятельности. В настоящее время разрабатывается политическая основа для реструктуризации НПЛ в государственных банках. Кроме того, НБУ при технической поддержке Всемирного банка работает над нормативным актом в соответствии с подходом Европейского центрального банка (ЕЦБ) для предоставления банкам рекомендаций по сокращению их портфелей НПЛ. 

Совершенствование управления в государственных банках является одним из ключевых приоритетов.

 На долю государственных банков в настоящее время приходится более половины активов банковской системы. После недавнего принятия закона об усилении корпоративного управления в государственных банках (предыдущее действие) в настоящее время основное внимание уделяется созданию наблюдательных советов с большинством в две трети независимых членов Совета. Министерство финансов и каждый из государственных банков также подпишут соглашения о взаимоотношениях, соответствующие обновленным принципам стратегических реформ государственного банковского сектора, которые будут регулировать практические аспекты их взаимодействия. 

Органы власти будут и далее совершенствовать надзорную и нормативную базу. 

Ключевые действия включают принятие Положения о капитальных инструментах уровня 1 в соответствии с критериями Базель III; завершение оценки коллективной пригодности наблюдательных советов и квалификации высшего руководства; проверку соблюдения положения об управлении рисками; принятие процесса надзорного обзора и оценки (SREP) и введение нового Положения о регистрации и лицензировании банков, а также положения о внутреннем контроле. 

Власти также будут стремиться обеспечить парламентское одобрение законодательства, необходимого для развития финансовых рынков. 

В частности, они будут способствовать принятию законопроекта О совершенствовании архитектуры финансового надзора к концу марта 2019 года (структурный ориентир). Кроме того, они планируют представить в парламент пересмотренный закон о банковской деятельности к концу марта 2019 года.